Мониторинг

Мониторинг


Мониторинг как способ управления и объективного оценивания функциональной грамотности по русскому языку 
учащихся  9,11 классов 
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ СОШ № 34
ВОРОПАЕВА  ЛЮБОВЬ  ПЕТРОВНА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
«ПРЕЖДЕ ЧЕМ ТРЕБОВАТЬ ОТ УЧЕНИКА
ОПРЕДЕЛЕННОГО ОБЪЕМА ЗНАНИЙ,
НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ЕГО ВЛАДЕТЬ
ТЕМИ ИНСТРУМЕНТАМИ, С ПОМОЩЬЮ
КОТОРЫХ ОН ЭТИ ЗНАНИЯ БУДЕТ ДОБЫВАТЬ»       
М.В.Левит

Актуальность темы исследования.  Документы правительства по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования  и создания системы его отслеживания. В связи с этим важное значение приобретает социально-педагогический мониторинг качества образования учащихся, позволяющий получать полную и объективную информацию о результатах успеваемости учащихся и осуществлять прогнозирование их деятельности.
      Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда были способы  выявления качества знания учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний. Поэтому проблема мониторинга  особенно актуальна для системы «учитель–ученик», которая включает совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию, ориентируясь непосредственно на личность школьника с учетом его индивидуальных достижений в учебном процессе. Каждый учитель понимает, чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу. Отслеживание динамики обучаемости позволяет учителю адекватно оценивать и свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю педагогической помощи; в дальнейшем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся.
     Постоянный мониторинг качества образования, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформирования школы, обновления содержания образования, введения  новых государственных образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки учащихся.
     В проекте Общероссийской системы оценки качества образования говорится: «Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют наиболее значимый объект оценки». Сегодня образовательные результаты в системе оценки качества образования занимают приоритетное положение, т.к. имеют высокую ценность для учащихся и родителей.
     В связи с требованиями, предъявляемыми обществом к результатам образования, особое значение приобретают способы оценивания качества знания.  Существуют различные способы измерения качества знаний, выбор одного или нескольких может быть продиктован условиями и спецификой того образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется организация мониторинга. Более того, предоставляется возможным комбинировать способы и методы контроля для достижения  максимально точной и достоверной информации об уровне сформированности знаний по той или иной изучаемой дисциплине.
    Актуальность исследования мониторинга как способа управления и объективного оценивания функциональной грамотности выпускников школы в процессе обучения русскому языку обусловлена следующими противоречиями между:
·        зависимостью динамики качества образования от информационной базы и недостаточностью самой информационной базы;
·        возрастающими потребностями общества и самоопределяющейся личностью, с одной стороны, и недостаточностью теоретической и практической разработок методов и форм отслеживания динамики учебных достижений учащихся выпускных классов, с другой;
·        необходимостью повышения качества обучения и отсутствием методического обеспечения по проведению диагностики по русскому языку;
·        умением опознавать, сопоставлять, анализировать языковые явления и факты и осуществлять самоконтроль, самооценку.
      Вскрытые противоречия обозначили проблему нашего исследования: отсутствие в современной психологии и педагогике емких замеров обученности, развитости  личности ребенка  (отсюда проблема отбора и минимизации показателей мониторинга); затруднения в анализе полученных данных, возникающих из-за отсутствия каких-либо норм, стандартов, среднестатистических показателей оценки качества обученности.  
      Важность рассматриваемой проблемы и её недостаточное теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Мониторинг как способ управления и объективного оценивания функциональной грамотности выпускников в процессе обучения русскому языку».
     Объект исследования -  образовательный процесс и его результаты, личностные достижения всех участников образовательного процесса.
     Предмет исследования – педагогические способы управления качеством функциональной грамотности учащихся.
     Цель исследования: получить объективную и достоверную информацию о состоянии качества функциональной грамотности, разработав модель мониторинга с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала.
        В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования: внедрение мониторинга качества обученности будет  способствовать дальнейшему развитию образовательного процесса класса в целом и каждого ученика в отдельности при реализации следующих условий:
·        в образовательном процессе он будет составлять целостную систему, проводиться регулярно и своевременно;
·        будет разработана методика реализации системы мониторинга, обеспечивающая надежное и достоверное выявление качества обучения;
·        будут созданы и апробированы методические и технические средства, усиливающие потенциал контрольно-измерительного компонента системы мониторинга.
     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы требуется решить следующие задачи исследования:
1.     Изучить теоретический материал по исследуемой теме.
2.     Определить основные подходы, составляющие теоретико-методологическую базу мониторинга качества.
3.     Отобрать объективные методы мониторинга и критерии оценки результатов.
4.     Разработать индивидуальную траекторию учебной деятельности выпускника.
5.     Апробировать и внедрить в практику систему мониторинга качества обучения.
6.     Получить объективные данные, свидетельствующие об определенном уровне качества функциональной грамотности выпускников.
7.     Составлять информационно-аналитический отчет о состоянии обученности учащихся; формировать «банк данных».

Теоретико-методологической основой являются ведущие положения общенаучной теории систем (И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.),   обоснования выбора критериев и показателей эффективности педагогического процесса и деятельности педагога (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, П.И.Пидкасистый и др.), организации и осуществления педагогического мониторинга (А.С.Белкин, Н.О.Вербицкая, Н.К.Жукова, В.И.Зверева, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова и Д.М.Полев, Л.Б.Сахарчук, А.В.Сотов, Т.А.Строкова, А.А.Орлов, С.Е.Шишов и др.). Ученые, изучавшие предназначение мониторинга, выделяют адаптационную (А.А.Орлов и др.), диагностическую (В.И.Андреев, А.С.Белкин), интегративную, прагматическую (В.Г.Попов и др), формирующую, системообразующую (Г.Т.Емельянова, С.Н.Силина и др) и другие функции мониторинга.


     Образовательный мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности учащихся, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование ее развития.
МОНИТОРИНГ  (англ.) -
1)    постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату;
2)    диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания.
Цели мониторинга
ü Выявлять умственные способности учащихся и функциональную грамотность.
ü  Оказывать помощь учащимся в успешном овладении программным материалом.
ü Формировать учебные универсальные действия, определенные образовательным стандартом.
ü Постоянно улучшать динамику учебных достижений учащихся по данному предмету.
ü Регулярно отслеживать качество предметной подготовки учащихся.
ü Обеспечивать объективное информационное отражение состояния обученности учащихся.
Задачи мониторинга
 - Выявлять изменения, происходящие в образовательном процессе по данному предмету
 - Организовывать наблюдения и измерения, получать достоверную, объективную информацию.
 -  Систематизировать информацию.
 - Разрабатывать диагностические методики.
 - Создавать механизм мониторинговых исследований.
 - Составлять информационно-аналитический отчет о состоянии обученности учащихся
     Однако, вся система отслеживания качества образования возможна лишь как постоянный процесс, который проходит циклично и систематично, т.е. условиями педагогического мониторинга являются: системность, продолжительность по времени;  сравнимость результатов; объективность результатов; комфортность всех объектов мониторинга.

Для этого модель мониторинга разбивается на три этапа:
1-й этап. Подготовительный - осуществляется постановка цели, определение задач;
2-й этап. Практический - осуществляется сбор и обработка информации
3-й этап. Аналитический - осуществляется систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы
Мониторинг качества образования осуществляться непосредственно в образовательном учреждении, он позволяет проводить непрерывный контроль знаний обучающихся.
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
ü  достигается ли цель образовательного процесса;
ü существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
ü соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.
    В практике работы современных  учителей накоплен значительный опыт организации и проведения мониторинга с использованием разнообразных форм, методов и средств.

Свойства мониторинга

Виды мониторинга
Основные виды мониторинга можно классифицировать:
по масштабу целей                                             по частоте процедур
Стратегический                                                 Разовый
Тактический                                                      Периодический
Оперативный                                                    Систематический
по этапам обучения                                          по организационным формам
 Входной                                                             Индивидуальный
Промежуточный                                                Групповой
Выходной                                                           Фронтальный

     Педагогический мониторинг имеет определенную динамическую направленность, которая выражается в типах обследования или контроля:  
ü  сравнительный характер дает возможность сравнения обученности различных групп и классов;
ü  пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом учащихся;
ü  констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление и описание знаний учащихся;
ü  диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленного состояния учащихся;
ü   прогнозирующий характер – обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент.
Карта мониторинга
Параметры  обученности
- Динамика успеваемости (итоги года)
-  Уровень сформированности у учащихся УУД (техника чтения, скоропись, срезы)
- Уровень сформированности обязательного минимума содержания образования (тесты, зачеты, итоговый контроль)
- Результаты итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ)
- Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации (за несколько лет)
      Без продуманной системы мониторинга вообще, педагогического мониторинга в частности, сделать эффективным образовательный процесс невозможно. Это мое твердое убеждение. 
   


 «МОНИТОРИНГ - это своего рода градусник, который показывает температуру.   Её нужно учитывать при проведении лечения»

Комментариев нет:

Отправить комментарий